печать

Эту прогулку для кадет организовала культорганизатор Никифорова А.А., а провел экскурсовод Кожанов Кирилл Александрович. Уютно устроившись в комфортабельном автобусе, ребята отправились знакомиться с феноменом воинских или полковых церквей, которых в нашем городе великое множество.
Кирилл Александрович начал свой рассказ уже с первых минут движения автобуса: «Императорская армия сражалась, как известно, «За Веру, Царя и Отечество», в каждой части, корабле или военном учебном заведении обязательно проводились богослужения, а к местам сражений брали с собой походные церкви. Поэтому в Петербурге, как в военной столице страны, возводились великолепные полковые храмы и церкви, прогулку по которым я вам сегодня предлагаю. В воинских храмах на полковые праздники (например, день престольного праздника храма или, например, Пасхи) совершались торжественные службы, после которых обыкновенно следовал парад в присутствии императора. В них хранили боевые трофеи, мундиры августейших шефов (члены рода Романовых, часто — дамы), памятные доски с именами павших в боях офицеров, и, конечно, служили молебны о победах и панихиды по погибшим. Важно, что здания многих воинских храмов имеют большое градостроительное значение, акцентируя районы ушедших ныне в былое полковых слобод. После революции воинские храмы стали приходскими, многие из них были вскоре закрыты и «перепрофилированы», а зачастую и вовсе снесены. В нашей экскурсии мы коснёмся нескольких сохранившихся памятников архитектуры».

 

 

Итак, первым кадеты посетили Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка. Троице-Измайловский собор возводился «под личным патронажем» императора Николая I и во многом на его личные средства. Сам император повелел расписать купола храма золотыми звёздами по небесному фону. Уже позже перед собором появился памятник Славы, созданный из стволов ста восьми трофейных турецких орудий. В советское время памятник разрушили, в наши дни он восстановлен. Кстати, именно в Троице-Измайловском соборе венчали Фёдора Михайловича Достоевского с его второй женой, Анной Григорьевной Сниткиной и отпевали композитора Антона Григорьевича Рубинштейна.

Следующим пунктом нашей экскурсии стал Спасо-Преображенский Всей гвардии собор. Елизавета Петровна, будучи ещё цесаревной, усердно посещала гренадерскую роту Преображенского полка, была крёстной матерью многих из детей преображенцев. Сразу после того, как гренадёры помогли Елизавете занять престол, она решила выстроить на месте внутреннего двора расположения роты собор во имя Преображения Господня, что и было сделано к 1745-му году. Императрица часто посещала собор, а её внучатый племянник Павел I объявил его храмом Всей гвардии.
В 1825-м собор сгорел, однако из него успели вынести все святыни. Задача восстановления собора была возложена на архитектора Василия Петровича Стасова, который блестяще с ней справился. Ограда собора была выполнена из орудий трофейных пушек, добытых в ходе русско-турецкой войны 1828-го года. Благодаря этому необычному решению Стасов сумел сэкономить 1325 рублей, которые и получил от императора, вместе с бриллиантовым перстнем, в награду за строительство такого великолепного храма. А в 1854-м году на одной из башен собора были установлены куранты, привезённые из туманного Альбиона. До наших дней собор дошёл в отличном состоянии, в нём совершались службы даже в советское время.

 


Конечно, в этот праздничный день мы не могли не посетить Никольский морской собор (Николо-Богоявленский). Полковой храм лейб-гвардии Морского экипажа, Никольский собор — шедевр архитектуры. Нарядный, яркий, вместе со своей красавицей-колокольней с высоким шпилем, он является жемчужиной петербургской Коломны. Собор состоит из двух церквей: нижней, Никольской церкви и верхней — Богоявленской, отсюда и его двойное название. Главная особенность храма — уникальная сохранность его интерьеров. Храм никогда не горел, не перестраивался, не стал мишенью врага в годы блокады. Удалось сохранить мощи святых и чудотворные иконы. В верхней церкви сохранились уникальные мраморные доски с именами погибших моряков. В наше время их, к сожалению, пришлось дополнить списками экипажей подводных лодок «Комсомолец» и «Курск».

Уже по дороге домой, проезжая Английскую набережную, экскурсовод Кирилл Александрович обратил внимание кадет на Церковь Христа Спасителя в память святителя Николая Чудотворца (Спас-на-водах). В царское время было принято возводить храмы не только в память побед, но и поражений русской армии. Поэтому после Цусимского морского сражения русско-японской войны было решено возвести церковь на левом берегу Большой Невы. Храм возвели в 1909-1911-м годах, причём сделано это было на народные пожертвования. В 1932-м году Спас-на-водах был взорван, несмотря на то, что против этого было собрано множество подписей. Сейчас на месте храма возвели часовню, и существует проект его восстановления.

 


Завершая экскурсию, и в Первопрестольный христианский праздник, хотелось бы обратиться ко всем воспитанникам нашего корпуса словами равноапостольного Кирилла: «Когда эта злоба наших врагов простирается по отношению лично ко мне, я призван Христом терпеть и смиряться. Но если вы прострёте вашу саблю, ваш вражеский меч на ближних наших, то всякий из нас и жизнь свою положит за народ свой, за други своя, за Церковь, за Веру, за царя - как за образ Царя Небесного - Христа».